Колодочный тормоз серии ТКП — это механизм, предназначенный для замедления или остановки движения оборудования за счет силы трения между колодками и тормозной поверхностью барабана или диска при остановленном электромоторе. Маркировка «ТКП» означает: тормоз колодочный постоянного тока. Варианты исполнения устройства зависят от диаметра шкива, для которого оно предназначено. Примеры:
- ТКП-100 – 100 мм;
- ТКП-200 – 200 мм;
- ТКП-600 – 600 мм.
Механизмы комплектуются электромагнитами МП-101, МП-201, МП-301 постоянного тока. Электромагниты разработаны для дистанционного управления пружинными колодочными тормозами, которые установлены в крановых устройствах.
Чтобы заказать тормозное устройство, выберите нужную модель в каталоге сайта (https://plato-intel.by/catalog/kranovye-tormoza/tormoza-tkp) и отправьте заявку через форму на сайте. После оплаты устройства мы вышлем заказ по указанному адресу или вы можете забрать его самостоятельно со склада компании в Минске.

Устройство тормоза ТКП
Устройство состоит из основания, рычага, тормозных колодок с фрикционными накладками, стального барабана (или диска), основной и вспомогательной пружин, регулировочного узла. Назначение элементов:
- рычаг – стальная пластина, на которую воздействует электромагнитный привод. Рычаги соединены с колодками;
- колодки – дугообразные детали с фрикционными накладками, которые соприкасаются с поверхностью диска или барабана, вызывая их торможение;
- барабан или диск – вращающиеся элементы, к которым подводятся колодки для их остановки. Детали установлены на валах, которые связаны с агрегатами, например, с лебедками;
- стяжные пружины – возвращают колодки в исходное положение после отключения тормоза;
- регулировочный узел – механизм, состоящий из шпилек и болтов, с его помощью устанавливают зазор между колодками и барабаном или диском.
Принцип работы тормозного механизма
При подаче сигнала на ТКП нажатием педали или при срабатывании датчика рычаг приводного механизма передает усилие на колодки. Колодки прижимаются к внутренней поверхности барабана или к диску, используя кинетическую энергию и силу трения. Скорость вращения снижается до полной остановки. После прекращения воздействия на педаль или после отключения датчика пружины отводят колодки от поверхности, свободное движение барабана или диска возобновляется.
Особенности ТКП:
- высокая надежность – простая конструкция позволяет обеспечить длительный срок службы устройства;
- хорошая ремонтопригодность – фрикционные накладки колодок крепятся к подвижным элементам заклепками и легко заменяются;
- простота регулировки – возможность точной настройки зазора и усилия срабатывания путем подвода гаек, расположенных на шпильках;
- нетребовательность к условиям эксплуатации – ТКП может работать в условиях значительных нагрузок, в запыленных зонах, при высоких и низких температурах, повышенной влажности.
Требования к монтажу тормозного узла
Тормоз необходимо устанавливать на шкив агрегата, который требуется останавливать – на горизонтальной плоскости. На рабочей поверхности шкива не должно быть следов масел, краски, коррозии, а также трещин и выбоин. Твердость стали или чугуна, из которых изготовлен шкив, должна быть не менее 42 HRC. Шероховатость поверхности – до 1,6 мкм Rz. Допуск по биению рабочей поверхности относительно оси вращения – не больше 0,1 мм.

Применение колодочных пневмотормозов
Тормоза ТКП устанавливают на промышленные, строительные агрегаты, на механизмы, которые используются в жилищно-коммунальной сфере. Примеры использования:
- В промышленности, сфере ЖКХ – для остановки кранов, лифтов, конвейерных линий, металлообрабатывающих станков
- На транспорте, на строительных и горнодобывающих предприятиях – для замедления движения поездов, трамваев, лебедок подъемных кранов.
- В энергетике – для остановки турбин или генераторов.